Название предмета | Литература (базовый уровень) |
Класс | 9а |
Реализуемый УМК | Для учителя
1)Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2015 . 2)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2015 3)Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2015 4)«Литература. 9 класс. Хрестоматия» Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М,: Просвещение, 2007 5)Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2014 8)Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2011 Для учащихся 1)Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс» Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2015 2)Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2015 Интернет – ресурсы: 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http:// school – collection.edu.ru 2. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: www.wikipedia.ru 3. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». - Режим доступа: www.krugosvet.ru 4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: www.feb-web.ru 5. Электронные словари. - Режим доступа: www.slovari.ru 6. Энциклопедия «Рубрикон». - Режим доступа: www.rubricon.ru |
Место учебного предмета в учебном плане | Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение курса «Литература» в 9 классе.
Предметная область: филология Предмет (курс): литература Учебных недель: 35 Количество часов в неделю: 3, год: 105 В учебный предмет «Русский язык» интегрировано изучение предметных областей «Литература на родном языке», «Русский родной язык» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования. Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. |
Результаты освоения учебного предмета | Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; самоуправлении; • осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты. • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты. Учащиеся должны знать: • авторов и содержание изученных художественных произведений; • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика. Учащиеся должны понимать • проблему изученного произведения; • связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем; • духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов; • образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы; • эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений. Учащиеся должны уметь: • уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений; • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; • определять авторскую позицию в произведении; • формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку; • выразительно читать тексты разных типов; • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их; • уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; • создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы. |