Название предмета | Литературное чтение |
Класс | 4а |
Реализуемый УМК | 1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1./ М.: Вентана – Граф, 2014.
2. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2./ М.: Вентана – Граф, 2014. 3. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1./ М.: Вентана – Граф, 2014. 4. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2./ М.: Вентана – Граф, 2014. |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область: Русский язык и Литературное чтение
Предмет: Литературное чтение Учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 3, в год 102 ч. В учебный предмет «Литературное чтение» интегрировано изучение предметных областей «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС начального общего образования. |
Результаты освоения учебного предмета | Предметные:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: - отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; - определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; - понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт; - находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; - читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 80 слов в минуту); - читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; - читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; - пересказывать текст ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; - группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности. Ученик может научиться: - понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев; - пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме); - пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения; - постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: - ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение; - перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль; - объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное, научно-художественное, научно-популярное; - приводить примеры героев (персонажей); - находить в тексте портрет героя, пейзаж; - перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа; - называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм. Ученик может научиться: - осознавать нравственные и этические ценности произведения; - выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; - уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: - понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям; - инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; - моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений; - развивать интерес к художественному слову; - «дописывать», «досказывать» известные сюжеты. Ученик может научиться: - делать иллюстрации к изученным произведениям; - иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; - выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; - инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх. Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: - пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги; - пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях, книгах; - использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений. Ученик может научиться: - самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; - находить информацию о книге в ее аппарате; - сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять Метапредметные: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; составлять тексты в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Личностные: - формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: - осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; - осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; - распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); - понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; - понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); - обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: - произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов. Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: - выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; - редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: - употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; - употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; - выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): - соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; - соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста. Совершенствование умений пользоваться словарями: - использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; - использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; - использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; - использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; - использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: - владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; - умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; - умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; - умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; - уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; - создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; - создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); - создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Соблюдение основных норм русского речевого этикета: - соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; - различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |