Название предмета | Русский язык |
Класс | 4а |
Реализуемый УМК | 1. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко: Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 1 – 3-е изд., испр. и доп. – М. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2020. – 176 с.: ил.
2. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко: Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч 2 – 3-е изд., испр. и доп. – М. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2020. – 192 с.: ил. |
Место учебного предмета в учебном плане | Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а
также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе К концу обучения в 4 классе ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; - слово, словосочетание и предложение; выделять, находить: - начальную форму глагола; - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; - глаголы в формах 1, 2, 3-его лица; решать учебные и практические задачи: - определять спряжение глагола; - устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - разбирать по членам простое двусоставное предложение; - использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; - подбирать примеры слов с определенной орфограммой; - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; применять правила правописания - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; - безударные личные окончания глаголов. К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться: - проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; - проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения; - определять вид глагола; - находить наречие и имя числительное в тексте; - применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева; - применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; - применять правило правописания букв а, она конце наречий; - применять правило правописания мягкого знака на конце наречий; - применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных; - применять правило правописания мягкого знака в именах числительных; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; - применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи); - письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: - осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; - осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; - распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); - понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; - понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); - обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: - произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов. Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: - выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; - редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: - употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; - употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; - выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): - соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; - соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста. Совершенствование умений пользоваться словарями: - использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; - использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; - использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; - использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; - использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: - владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; - умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; - умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; - умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; - уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; - создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; - создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); - создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Соблюдение основных норм русского речевого этикета: - соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; - различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |
Результаты освоения учебного предмета | Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а
также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе К концу обучения в 4 классе ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; - слово, словосочетание и предложение; выделять, находить: - начальную форму глагола; - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; - глаголы в формах 1, 2, 3-его лица; решать учебные и практические задачи: - определять спряжение глагола; - устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - разбирать по членам простое двусоставное предложение; - использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; - подбирать примеры слов с определенной орфограммой; - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; применять правила правописания - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании –ться; - безударные личные окончания глаголов. К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться: - проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; - проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения; - определять вид глагола; - находить наречие и имя числительное в тексте; - применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева; - применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; - применять правило правописания букв а, она конце наречий; - применять правило правописания мягкого знака на конце наречий; - применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных; - применять правило правописания мягкого знака в именах числительных; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; - применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи); - письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: - осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; - осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; - распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); - понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; - понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); - обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: - произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов. Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: - выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; - редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: - употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; - употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; - выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): - соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; - соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста. Совершенствование умений пользоваться словарями: - использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; - использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; - использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; - использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; - использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: - владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; - умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; - умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; - умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; - уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; - создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; - создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); - создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Соблюдение основных норм русского речевого этикета: - соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; - различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |