Аннотация к рабочей программе "Литературное чтение"


Название предметаЛитературное чтение
Класс
Реализуемый УМК 1.4. Используемый учебно-методический комплект

1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение., 2020г.

2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение., 2020г.
Место учебного предмета в учебном плане 1.3. Место учебного предмета в учебном плане

Предметная область: Русский язык и Литературное чтение
Предмет: Литературное чтение
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 3, в год 102 ч.
Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, умение осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («тщеславие», «гнев», «самообладание», «поступок», «подвиг»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
- осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца, способность адекватно оценивать работу товарища, одноклассника.

Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться:

- эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.

Метапредметные результаты

Универсальные УУД

Обучающиеся научатся:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться справочником и энциклопедией.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
- готовить самостоятельно проекты;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Обучающиеся получат возможность научиться:

- разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
- взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

- обосновывать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);
- осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;
сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- воспринимать литературу как искусство;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста

Круг детского чтения

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
- составлять самостоятельно краткую аннотацию;
- писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой
Обучающиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернет-каталога для поиска необходимой литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

- определять конкретный смысл понятий: притча, былина, мифы, литературная сказка;
- различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
- сравнивать былину и сказочный текст;
- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
- определять ритм стихотворения;
- сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2-3 особенности текста;
- создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать в речи литературоведческие понятия

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
- создавать свой собственный текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.

Уровни освоения программ начального общего образования.

Базовый уровень (обучающийся научится):


Обучающиеся должны знать:

- наизусть 7—8 стихотворений русских и зарубежных классиков;
- 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
- имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Обучающиеся должны уметь:

- читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80 слов в минуту без искажений слов;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.

Возможный уровень (обучающийся получит возможность научиться):

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,

изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.