Название предмета | Литературное чтение |
Класс | 4г |
Реализуемый УМК | 1.4. Используемый учебно-методический комплект
1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение., 2020г. 2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение., 2020г. |
Место учебного предмета в учебном плане | 1.3. Место учебного предмета в учебном плане
Предметная область: Русский язык и Литературное чтение Предмет: Литературное чтение Учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 3, в год 102 ч. |
Результаты освоения учебного предмета | Планируемые результаты обучения
Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей; - мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, умение осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность; - первоначальные представления о нравственных понятиях («тщеславие», «гнев», «самообладание», «поступок», «подвиг»), отраженных в литературных произведениях; - умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»; - осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны; - способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца, способность адекватно оценивать работу товарища, одноклассника. Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться: - эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках. Метапредметные результаты Универсальные УУД Обучающиеся научатся: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; Обучающиеся получат возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Обучающиеся научатся: - использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - пользоваться справочником и энциклопедией. Обучающиеся получат возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся: - участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами; - готовить самостоятельно проекты; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Обучающиеся получат возможность научиться: - разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами; - взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач. Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Обучающиеся научатся: - обосновывать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов); - осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения; - составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; - сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности; сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; - сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине. Обучающиеся получат возможность научиться: - воспринимать литературу как искусство; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Круг детского чтения Обучающиеся научатся: - ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; - составлять самостоятельно краткую аннотацию; - писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу; - самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернет-каталога для поиска необходимой литературы. Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся: - определять конкретный смысл понятий: притча, былина, мифы, литературная сказка; - различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них; - сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; - сравнивать былину и сказочный текст; - сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; - определять ритм стихотворения; - сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2-3 особенности текста; - создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать в речи литературоведческие понятия Творческая деятельность Обучающиеся научатся: - делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения; - создавать свой собственный текст. Обучающиеся получат возможность научиться: - самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям. Уровни освоения программ начального общего образования. Базовый уровень (обучающийся научится): Обучающиеся должны знать: - наизусть 7—8 стихотворений русских и зарубежных классиков; - 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок; - имена и фамилии 5—6 отечественных писателей. Обучающиеся должны уметь: - читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80 слов в минуту без искажений слов; - читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания; - читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; - делить несложный текст на части; - соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль; - самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; - рисовать словесные картины к художественным произведениям; - находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; - различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; - выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм; - басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль; - ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему; - различать художественные и научно-познавательные произведения; - находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - найти книгу из рекомендованного списка литературы. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - самостоятельно выбирать и читать книги; - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); - определять содержание книги по заглавию, аннотации; - находить в словаре значение неизвестного слова. Возможный уровень (обучающийся получит возможность научиться): • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. |