Название предмета | Музыка |
Класс | 1г |
Реализуемый УМК | ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс Ноты : пособие для учителя / сост. Е. Д.Критская. – М. : Просвещение, 2011. 2. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс Электронный ресурс / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы Текст / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011. 4. Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. 5. Учебно-методическое пособие В.В. Алеев , Т.Н. Кичак – Дрофа 2007 6. Музыка 1 класс (Электронный ресурс) : фонохрестоматия на 2 CD В.В. Алеев 7. Л.В. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий . 1-8 классы 8. Т.А. Замятина. Современный урок музыки. М.: Глобус, 2008 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september. 4. Российская Электронная Школа. |
Место учебного предмета в учебном плане | В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю). |
Результаты освоения учебного предмета | Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и вне- урочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: —сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определён- ному признаку; —определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); —находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; —выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: —на основе предложенных учителем вопросов определять раз- рыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; —с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; —сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); —формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); —прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: —выбирать источник получения информации; —согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; —распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; —соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (за- конных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; —анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; —анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; —самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: —воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; —выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); —передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное от- ношение к исполняемому произведению; —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; —признавать возможность существования разных точек зрения; —корректно и аргументированно высказывать своё мнение; —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); —готовить небольшие публичные выступления; —подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): —стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; —переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; —формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; —принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; —ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; —выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: —планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; —выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и про- являются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную про- грамму по предмету «Музыка»: —с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; —сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; —осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; —имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; —с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; —стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения пред- мета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: —классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; —различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; —различать изобразительные и выразительные интонации, на- ходить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; —понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; —ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; —исполнять и создавать различные ритмические рисунки; —исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; —определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; —группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; —определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; —различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; —создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; —исполнять народные произведения различных жанров с со- провождением и без сопровождения; —участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; —определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; —различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); —различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: —определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное пред- назначение; —исполнять доступные образцы духовной музыки; —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: —различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; —различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; —различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; —исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; —воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; —характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; —соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); —анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; —исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: —определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); —различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авто- ров; —различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: —исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и на- строения; —воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); —осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 23 ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно». |