Название предмета | Биология |
Класс | 10а |
Реализуемый УМК | 1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Сивоглазов, Агафонова, Захарова: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. М. : Дрофа, 2018;
2. Общая биология. Базовый уровень. Козлова, Т. А. 10 - 11 классы (метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»). - М. : Дрофа, 2018; 3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 - 11 классы. - М. : Дрофа, 2018; 4. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А.О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень / авт.-сост. О. Л. Ващенко. - Волгоград: Учитель, 2016; 5. Единый государственный экзамен 2018. Биология. Универсальные материалы для подго-товки учащихся / сост. Г. С. Калинова, А. П. Мягкова, В. 3. Резникова : ФИПИ. М. : Ин-теллект-Центр, 2018; 6. Тематические тестовые задания. Захаров, В.Б. – М.: Дрофа, 2018; 7. ЕГЭ 2018. Биология. Калинова, Г.С. и др. Тематический сборник заданий. - М. : Национальное образование, 2018; 8. ЕГЭ-2018. Биология : актив-тренинг: решение заданий. Калинова, Г.С. и др. - М. : Национальное образование, 2018; 9. ЕГЭ 2019. Биология : сборник заданий. Лернер, Г.И. – М.: Эксмо, 2018; 10. Решение задач по генетике : учеб. пособие. Мишакова. В.Н. – М. : Дрофа, 2016; 11. Биология. 10-11 классы (базовый уровень): практикум : среднее (полное) общее образование. Пуговкин, А.П. – М. : Издательский центр «Академия», 2008; 12. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Ёлкина, Л. В. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2018 Интернет-ресурсы 1. Биология. 6 -11 классы : лабораторный практикум (СО); 2. Воробьева О. В. Уроки биологии с применением информационных технологий. 10 класс. – М. : Планета, 2012; 3. Биология. 10 класс. Общие закономерности : мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина (СD); 4. Подготовка к ЕГЭ по биологии : электронное учебное издание (СD); 5. httр://biо.1sерtеmbег.ги/-газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»); 6. www. sbiо.еnfо - научные новости биологии; 7. www.еdios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования; 8. www.km.гu/еdiсаtion - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область: естественнонаучные предметы
Предмет (курс): биология Учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 1 ч. Количество часов в год: 34 часа |
Результаты освоения учебного предмета | Предметные:
Учащиеся должны знать: • макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества; • химические свойства и биологическую роль воды; • роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; • уровни структурной организации белковых молекул; • принципы структурной организации и функции углеводов; • принципы структурной организации и функции жиров; • структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК); • уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них; • свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе; • царства живой природы, систематику и представите¬лей разных таксонов; • определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»; • строение прокариотической клетки; • строение эукариотической клетки; • особенности строения растительной и животной клеток; • главные части клетки; • биологический смысл митоза; • стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них; • положения клеточной теории строения организмов; • многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; • сущность полового размножения и его биологическое значение; • процесс гаметогенеза; • мейоз и его биологическое значение; • периодизацию индивидуального развития; • этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез); • формы постэмбрионального периода развития; • биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера; • определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»; • сущность гибридологического метода изучения наследственности; • законы Менделя; • закон Моргана; • виды изменчивости и различия между ними; • методы селекции. Учащиеся должны уметь: • характеризовать свойства живых систем; • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; • приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; • характеризовать метаболизм у прокариот; • объяснять место и роль прокариот в биоценозах; • характеризовать биологическое значение бесполого размножения; • объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; • характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки; • описывать строение и функции хромосом; • описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе; • характеризовать формы постэмбрионального развития; • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; • объяснять биологический смысл развития с метаморфозом; • характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии; • использовать при решении задач генетическую символику; • составлять генотипы организмов и записывать их гаме¬ты; • строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с по¬лом; • сущность генетического определения пола у растений и животных; • характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма; • составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость; • объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от; родительских форм у потомков. Метапредметные Учащиеся должны уметь: • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; • обобщать и делать выводы по изученному материалу; • работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; • объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; • самостоятельно составлять схемы процессов; • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; • выявлять признаки сходства и различия в развитии организмов разных групп; • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; • выполнять лабораторные работы под руководством учителя; • создавать и защищать проекты. Личностные • формирование ответственного отношения к обучению; • развитие и формирование интереса к изучению природы; • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; • признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей; • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. Планируемые результаты освоения курса биологии: Личностные результаты: • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; • сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям; • сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях; • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Метапредметные результаты: Регулятивные: • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности; • планировать свою образовательную траекторию; • работать по самостоятельно составленному плану; • соотносить результат деятельности с целью; • различать способ и результат деятельности; • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения; • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; • понимать систему взглядов и интересов человека; • владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. Коммуникативные: • толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы; • понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста); • понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде; • объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста; • самостоятельно критично оценивать свою точку зрения; • при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения); • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |