Аннотация к рабочей программе "Биология"


Название предметаБиология
Класс10а
Реализуемый УМК 1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Сивоглазов, Агафонова, Захарова: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. М. : Дрофа, 2018;
2. Общая биология. Базовый уровень. Козлова, Т. А. 10 - 11 классы (метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»). - М. : Дрофа, 2018;
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 - 11 классы. - М. : Дрофа, 2018;
4. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А.О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень / авт.-сост. О. Л. Ващенко. - Волгоград: Учитель, 2016;
5. Единый государственный экзамен 2018. Биология. Универсальные материалы для подго-товки учащихся / сост. Г. С. Калинова, А. П. Мягкова, В. 3. Резникова : ФИПИ. М. : Ин-теллект-Центр, 2018;
6. Тематические тестовые задания. Захаров, В.Б. – М.: Дрофа, 2018;
7. ЕГЭ 2018. Биология. Калинова, Г.С. и др. Тематический сборник заданий. - М. : Национальное образование, 2018;
8. ЕГЭ-2018. Биология : актив-тренинг: решение заданий. Калинова, Г.С. и др. - М. : Национальное образование, 2018;
9. ЕГЭ 2019. Биология : сборник заданий. Лернер, Г.И. – М.: Эксмо, 2018;
10. Решение задач по генетике : учеб. пособие. Мишакова. В.Н. – М. : Дрофа, 2016;
11. Биология. 10-11 классы (базовый уровень): практикум : среднее (полное) общее образование. Пуговкин, А.П. – М. : Издательский центр «Академия», 2008;
12. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Ёлкина, Л. В. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2018
Интернет-ресурсы
1. Биология. 6 -11 классы : лабораторный практикум (СО);
2. Воробьева О. В. Уроки биологии с применением информационных технологий. 10 класс. – М. : Планета, 2012;
3. Биология. 10 класс. Общие закономерности : мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина (СD);
4. Подготовка к ЕГЭ по биологии : электронное учебное издание (СD);
5. httр://biо.1sерtеmbег.ги/-газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
6. www. sbiо.еnfо - научные новости биологии;
7. www.еdios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования;
8. www.km.гu/еdiсаtion - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Место учебного предмета в учебном плане Предметная область: естественнонаучные предметы
Предмет (курс): биология
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов в год: 34 часа
Результаты освоения учебного предмета Предметные:
Учащиеся должны знать:
• макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;
• химические свойства и биологическую роль воды;
• роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
• уровни структурной организации белковых молекул;
• принципы структурной организации и функции углеводов;
• принципы структурной организации и функции жиров;
• структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК);
• уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них;
• свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;
• царства живой природы, систематику и представите¬лей разных таксонов;
• определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;
• строение прокариотической клетки;
• строение эукариотической клетки;
• особенности строения растительной и животной клеток;
• главные части клетки;
• биологический смысл митоза;
• стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
• положения клеточной теории строения организмов;
• многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
• сущность полового размножения и его биологическое значение;
• процесс гаметогенеза;
• мейоз и его биологическое значение;
• периодизацию индивидуального развития;
• этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
• формы постэмбрионального периода развития;
• биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;
• определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
• сущность гибридологического метода изучения наследственности;
• законы Менделя;
• закон Моргана;
• виды изменчивости и различия между ними;
• методы селекции.
Учащиеся должны уметь:
• характеризовать свойства живых систем;
• описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
• приводить подробную схему процесса биосинтеза белков;
• характеризовать метаболизм у прокариот;
• объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
• характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
• объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет;
• характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
• описывать строение и функции хромосом;
• описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
• характеризовать формы постэмбрионального развития;
• различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;
• объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
• характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии;
• использовать при решении задач генетическую символику;
• составлять генотипы организмов и записывать их гаме¬ты;
• строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с по¬лом;
• сущность генетического определения пола у растений и животных;
• характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
• составлять простейшие родословные и решать генетические задачи;
• распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
• объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от; родительских форм у потомков.
Метапредметные
Учащиеся должны уметь:
• составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
• обобщать и делать выводы по изученному материалу;
• работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала;
• представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
• объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
• самостоятельно составлять схемы процессов;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• выявлять признаки сходства и различия в развитии организмов разных групп;
• составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
• разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
• готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
• работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
• выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
• создавать и защищать проекты.
Личностные
• формирование ответственного отношения к обучению;
• развитие и формирование интереса к изучению природы;
• воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
• признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
• развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Планируемые результаты освоения курса биологии:
Личностные результаты:
• реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
• сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
• планировать свою образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану;
• соотносить результат деятельности с целью;
• различать способ и результат деятельности;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
• представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
• понимать систему взглядов и интересов человека;
• владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Коммуникативные:
• толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
• понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
• понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
• объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;
• самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
• при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.