Название предмета | Русский язык |
Класс | 10б |
Реализуемый УМК | Русский язык 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений: базовый уровень /А.И.Власенков и др. – М.: Просвещение, 2019 . А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. Русский язык и литература. Русский язык. Поурочные разработки. 10-11 классы; Электронное приложение к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» Власенковой А.И., Рыбченковой Л.М. Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:. 1. Егорова Н. В., Золотарева И. В. , Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс 2. Кривоплясова М. Е. Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2007. 3. Соловьева Н. Н. Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»:ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. 4. Дюжева О. А. Русский язык. Современные диктанты. – Волгоград: Учитель,2012 5. Сенина Н.А., Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. – Ростов н/Д: Легион М, 2011 6. Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А,Б,С (модели сочинений). 10-11 классы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион. 2011 7. Шапкин В. И. Изучение союзов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1964 8. Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография . Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2012 9. Вялкова Г. М. Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко). – М.: Планета,2012 10. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2012. 11. Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. М.: Просвещение,2009г. 12. Егорова Н.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: Вако, 2008. 13. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. М.: Просвещение, 2009г. 14. Цыбулько .И.П и др. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий./ ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр. 2013г. 15. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-12: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион,2018. 16. Голуб И.Б. Диктанты и изложения. Для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Экзамен, 2011г. 17. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. 10 - 11 классы. Базовый уровень. 18. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 - 11 класс. 19. Сенина Н.А., Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. – Ростов н/Д: Легион М, 2017. 20. Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А,Б,С (модели сочинений). 10-11 классы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион. 2017. Перечень ресурсов медиатеки 1. Сайт. Личный сайт. Google 2. Сайт Завуч ИНФО 3. Сайт. Цифровой век. 4. http://www. a-bout-russian-language com – сайт по культуре речи. 5. http://www.urokirus.com – уроки русского языка онлайн ( история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование). 6. http://www. school- collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 7. http://www.wordsland.ru – сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме. 8. http://www.vestnik.edu.ru Сайт журнал «Вестник |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область -"Филология"
Предмет: русский язык Учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 2, в год – 68 |
Результаты освоения учебного предмета | В результате изучения русского языка в 10 классе учащиеся будут знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета; научатся: речевая деятельность: • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; • формулировать вопросы по содержанию текста; • замечать в собственной и чужой речи отступление от норм литературного языка; чтение: • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; • составлять конспект прочитанного текста; • оценивать степень понимания прочитанного текста; • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста; говорение; • создавать устные монологически е высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; • строить устное высказывание в соответствии с основными нормами его построения: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (мимики, жестов); письмо: • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму,, типологическое строение, языковые средства; • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования); • писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; • составлять, реферат, конспект или тезисы небольшой статьи (ил фрагмента большой статьи); • совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: • правильно произносить употребительные слова; • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; морфемика и словообразование: • владеть приёмом морфемного разбора (от значения слова и способа его образования к морфемной структуре); • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –ЛОГ, ПОЛИ, -ФОН и т.п.); • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слова; лексикология и фразеология: • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять; • пользоваться разными видами толковых словарей; • верно использовать термины в текстах научного стиля; • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка; морфология: • распознавать части речи и их формы в трудных случаях; • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; • определять синтаксическую роль слов разных частей речи; • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; • проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: • различать изученные виды простых и сложных предложений; • интонационно выразительно читать предложения изученных видов; • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; • уместно пользоваться синтаксическими синонимами; • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении; проводить пунктуационный анализ текста. |