Название предмета | Литература (базовый уровень) |
Класс | 6б |
Реализуемый УМК | 1.4. Используемый учебно-методический комплект
Рабочая программа придерживается логики структуры и содержания используемого в работе автора настоящей программы учебника «Литература. 6 класс» в 2-х частях (предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной). Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях с приложением на электронном носителе. ФГОС. Авторы В.Г. Полухина, В.Я. Коровина В.П. Журавлев, В.И. Коровин; издательство Просвещение,2021 Дополнительная литература для учащихся: 1. АльбетковаР. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. 2. Альбеткова Р.И.Русская словесность. От слова к словесности. 5,6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2010г. 3. Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 6 класса. – СПб., 2009. 4. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. 5. Зуева Е.В. Учимся писать сочинение. 5-6 классы: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016. 6. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2005. 7. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997. – 496 с. 8. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. 9. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2009. – 320 с. 10. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005. 11. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2015. Дополнительная литература для учителя: 12. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996. 13. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002. 14. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004. 15. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. 16. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. 17. Замышляева А.Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной» / - Волгоград: Учитель, 2015. 18. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / - М. : «Экзамен», 2016 . 19. Московкина И.И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М. Издательство «Экзамен», 2017. 20. Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014. 21. Черных О.Г. Практикум по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2011г. 22. Челышева И.Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. Интернет ресурсы, цифровые образовательные ресурсы: 23. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. 24. http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания 25. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. 26. http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета 27. http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог 28. http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей 29. http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси 30. http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» 31. http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. 32. http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология» 33. http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» 34. Портал дистанционного обучения http://do2.rcokoit.ru 35. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ 36. Лекториум https://www.lektorium.tv/ 37. Интернет-урок https://interneturok.ru/ 38. Образовательный сайт https://videouroki.net/et/my/ |
Место учебного предмета в учебном плане | Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение курса «Литература» в 6 классе.
Предметная область: филология Предмет (курс): литература Учебных недель: 35 Количество часов в неделю: 3, год: 105 В учебный предмет «Русский язык» интегрировано изучение предметных областей «Литература на родном языке», «Русский родной язык» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования. Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов, в 6 классе – 70 часов, из них в курсе литературы - 7. |
Результаты освоения учебного предмета | 1.2. Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Планируемые результаты освоения учебного предмета по курсу. Личностные результаты. - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты. - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. смысловое чтение. Предметные результаты. 1). В познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений со временем их написания, с изображённым в них историческим периодом; выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознание их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - грамотное использование элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; - создание собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней; 3) в коммуникативной сфере: - адекватное восприятие художественных произведений разных жанров на слух, осмысленное самостоятельное чтение и восприятие текста; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений. Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов изучения литературы в 6 классе. Личностные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; - различать основные нравственно-эстетические понятия; - выражать положительное отношение к процессу познания; стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию духовно-нравственных качеств с учётом возможности дистанционного и самостоятельного обучения с использованием образовательных ресурсов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, и др.). Обучающийся получит возможность научиться: - уважительно относиться к родной литературе; - оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - удерживать цель деятельности до получения её результата; - анализу достижения цели; - организовывать самостоятельную образовательную деятельность с учебным материалом урока; - организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку на основе данных, полученных на интерактивном видео-уроке. Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать и координировать отличные от собственной позиции людей; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - работать с разными источниками информации, предложенными в рамках видео-урока, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Предметные результаты обучения. Устное народное творчество. Обучающийся научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература. Обучающийся научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; - выбирать произведения для самостоятельного чтения; - осуществлять информационный поиск на основе предложенных в рамках образовательного ресурса материалов: текстов, иллюстраций, учебных материалов видео-уроков, энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях, и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - осваивать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - формировать общее представление об историко-литературном процессе; - представлять специфику литературы в ряду других видов искусств, понимать авторскую позицию исторической и эстетической обусловленности литературного процесса. Обучающийся получит возможность научиться: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; владеть приёмами образного и аналитического мышления, анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации на основе данных, полученных на уроке; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений — литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка, пейзаж как средство раскрытия образа и др.). Учащиеся должны уметь: - выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; - характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. - владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.; - использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); - создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, автобиографии; - отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров, тропы и др.); - привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений; - сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); - работать со справочными материалами. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; - осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; - осознание роли русского родного языка в жизни человека; - осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. - понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; - характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); - понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; - понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; - определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; - осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; - соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; - использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. 2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; - стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; - осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; - соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных э‚ о после мягких согласных и шипящих; безударный о в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударного а после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого н перед мягкими ф' и в'; произношение мягкого н перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах; - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; - различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; - различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; - употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; - понимание активных процессов в области произношения и ударения; - соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; - различение стилистических вариантов лексической нормы; - употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; - употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; - различение типичных речевых ошибок; - редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; - выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; - определение типичных грамматических ошибок в речи; - различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий; - различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений; - правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; - правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок; - выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи; - соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»; - соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета; - соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; - использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; - использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; - соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; - понимание активных процессов в русском речевом этикете; - соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); - соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); - использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления; - использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; - использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; - использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; - использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. 3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): - владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; - умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; - проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные); - владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; - владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; - уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. - участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; - умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; - владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; - создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение; - создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; - создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме; - чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений); - чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций; - создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. |