Название предмета | Изобразительное искусство |
Класс | 1в |
Реализуемый УМК | 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М. : Просвещение, 2021.
2. Шпикалова, Т. Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 - 4 классы. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2021. 3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т.Я. Шпикаловой. 1–4 классы. Т. Я. Шпикалова и др. – М. : Просвещение, 2021. |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область: искусство
Предмет: изобразительное искусство Учебных недель: 33 Количество часов в неделю: 1, в год: 33 |
Результаты освоения учебного предмета | ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» - Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. - Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. - Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. - Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. - Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. - Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. - Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. - Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. - Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» - Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. - Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. - Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. - Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. - Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» - Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). - Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. - Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» - Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. - Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. - Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. - Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). - Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. - Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. - Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» - Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. - Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. - Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. - Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» - Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. - Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. - Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). - Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. - Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). - Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» - Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. - Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: - характеризовать форму предмета, конструкции; - выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; - сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; - находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; - сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; - анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; - обобщать форму составной конструкции; - выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; - абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; - соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; - выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: - проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; - проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; - проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; - использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; - анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; - формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; - использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; - классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; - классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; - ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: - использовать электронные образовательные ресурсы; - уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; - выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; - анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; - самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; - осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; - соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: - понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; - вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; - демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; - анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; - признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; - взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: - внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; - соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; - уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: - уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; - ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; - духовно-нравственное развитие обучающихся; - мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; - позитивный опыт участия в творческой деятельности; - интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. |