Название предмета | Литературное чтение |
Класс | 1г |
Реализуемый УМК | Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. :Вентана-Граф, 2016.
- Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. :Вентана-Граф, 2016. - Журова, Л. Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь» / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2016. - Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2021. - Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: Просвещение, 2021. |
Место учебного предмета в учебном плане | Освоение программы по предмету "Литературное чтение" в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте" (180 ч.: 100 ч. предмета "Русский язык" и 80 ч. предмета "Литературное чтение"). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", на курс "Литературное чтение" в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа
Предметная область: русский язык и литературное чтение Предмет: литературное чтение Учебных недель: 33 Количество часов в неделю: 4, в год: 132. |
Результаты освоения учебного предмета | Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета "Литературное чтение" достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета "Литературное чтение" отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: * становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; * осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; * первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: * освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; * осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; * выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; * неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: * проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; * приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; * понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: * соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); * бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: * осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: * бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; * неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: * ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; * овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; * потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета "Литературное чтение" в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: * сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; * объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; * определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; * находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; * выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; * устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: * определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; * формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; * сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); * проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); * формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); * прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: * выбирать источник получения информации; * согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; * распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; * соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; * анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; * самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: * воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; * проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; * признавать возможность существования разных точек зрения; * корректно и аргументированно высказывать своё мнение; * строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; * создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); * готовить небольшие публичные выступления; * подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: * планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; * выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: * устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; * корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: * формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; * принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; * проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; * ответственно выполнять свою часть работы; * оценивать свой вклад в общий результат; * выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету "Литературное чтение" отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в первом классе обучающийся научится: * понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; * владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); * читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; * различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; * различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); * понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; * владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; * участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; * пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; * читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; * составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; * сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); * ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; * выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; * обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. |