Аннотация к рабочей программе "Литературное чтение"


Название предметаЛитературное чтение
Класс
Реализуемый УМК Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. :Вентана-Граф, 2016.
- Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. :Вентана-Граф, 2016.
- Журова, Л. Е. Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь» / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2016.

- Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс – М.: Просвещение, 2021.
Место учебного предмета в учебном плане Освоение программы по предмету "Литературное чтение" в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте" (180 ч.: 100 ч. предмета "Русский язык" и 80 ч. предмета "Литературное чтение"). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", на курс "Литературное чтение" в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа
Предметная область: русский язык и литературное чтение
Предмет: литературное чтение
Учебных недель: 33
Количество часов в неделю: 4, в год: 132.
Результаты освоения учебного предмета Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета "Литературное чтение" достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета "Литературное чтение" отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
* становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
* осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
* первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
* освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
* осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
* выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
* неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
* проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
* приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
* понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
* соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
* бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
* осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
* бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
* неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
* ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
* овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
* потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета "Литературное чтение" в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
* сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
* объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
* определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
* находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
* выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
* устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
* определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
* формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
* сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
* проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
* формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
* прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
* выбирать источник получения информации;
* согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
* распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
* соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
* анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
* самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
* воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
* проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
* признавать возможность существования разных точек зрения;
* корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
* строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
* создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
* готовить небольшие публичные выступления;
* подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
* планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
* выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
* устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
* корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
* формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
* принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
* проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
* ответственно выполнять свою часть работы;
* оценивать свой вклад в общий результат;
* выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету "Литературное чтение" отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
* понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
* владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
* читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
* различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
* различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
* понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
* владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
* участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
* пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
* читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
* составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
* сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
* ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
* выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
* обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.