Аннотация к рабочей программе "География "


Название предметаГеография
Класс
Реализуемый УМК Серия «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019. Атлас. География, 8 кл. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2019.Контурные карты. География, 8 кл. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2019.1.3.
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Место учебного предмета в учебном плане На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит не менее 102 часов, при расчете 2 часа в неделю программа покрывает 140 часов за два учебных года (70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе).
Результаты освоения учебного предмета Предметными результатами освоения курса являются: особенности географического положения России, площадь страны, виды и значение государственных границ РФ, соседствующие страны, расположение России на карте часовых поясов; историю формирования и освоения государственной территории и изменения границ страны, выдающиеся отечественные географические открытия и путешествия, федеративное устройство РФ и его специфику, в т.ч. субъекты и их центры; различные виды и типы природных ресурсов, отличие природных ресурсов от природных условий, специфику природных условий на территории нашей страны; основные этапы геологической истории и современное геологическое строение территории России, основные черты рельефа страны, рельефообразующие силы и связанные с ними стихийные природные явления, минеральные ресурсы РФ; основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории России; климатические рекорды РФ; климатические пояса, области и типы климатов России; опасные и неблагоприятные климатические явления; виды вод суши и закономерности их размещения на территории РФ; крупнейшие реки, озёра, каналы, водохранилища и районы наибольшего распространения болот, подземных вод, ледников и многолетней мерзлоты на территории России; связанные с внутренними водами опасные природные явления; факторы почвообразования; основные зональные и внезональные типы почв на территории России; закономерности распространения различных типов почв на территории РФ; особенности и видовое разнообразие растительного и животного мира России; расположение, климатические условия, почвы, растительный и животный мир, хозяйственную освоенность, а также специфические черты природных зон России; особенности структуры высотной поясности различных гор РФ; подходы к природному районированию территории России; понятие о природно-территориальных комплексах различного масштаба как о единицах районирования; принципы рационального природопользования; основные виды ООПТ и их размещение на территории страны; памятники Всемирного природного наследия на территории России; численность населения России, особенности современного воспроизводства населения, своеобразие поло-возрастного состава населения РФ, крупнейшие по численности народы страны, основные языковые семьи и группы народов России, современный религиозный состав населения страны, виды городов и сельских населенных пунктов России по численности населения, функциям и роли в жизни страны, основные направления, причины и типы миграций на территории РФ и их изменения во времени; находить и показывать на карте объекты, характеризующие географическое положение России, границы РФ и соседних государств, субъекты РФ и их центры; маршруты и результаты выдающихся отечественных географических открытий и путешествий; основные формы рельефа РФ; важнейшие месторождения полезных ископаемых; территории климатических рекордов РФ; климатические пояса и области России; крупнейшие реки, озёра, каналы, водохранилища и районы наибольшего распространения болот, подземных вод, ледников и многолетней мерзлоты на территории России; районы распространения различных типов почв РФ; ареалы распространения типичных, редких и исчезающих видов растений и животных нашей страны; природные зоны и районы России; крупнейшие ООПТ страны; памятники Всемирного природного наследия на территории России; ареалы размещения народов России, районы распространения основных религий и крупнейшие религиозные центры, основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера, крупнейшие города и городские агломерации России;обозначать на контурной карте объекты, характеризующие географическое положение России, границы РФ и соседних государств, субъекты РФ и их центры; маршруты и результаты выдающихся отечественных географических открытий и путешествий; крупнейшие формы рельефа РФ; важнейшие месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки, озёра, каналы, водохранилища и районы наибольшего распространения болот, подземных вод, ледников и многолетней мерзлоты на территории России; районы распространения различных типов почв РФ; ареалы распространения типичных, редких и исчезающих видов растений и животных нашей страны; природные зоны и районы России; крупнейшие ООПТ страны; памятники Всемирного природного наследия на территории России; ареалы размещения народов России, районы распространения основных религий и крупнейшие религиозные центры, основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера, крупнейшие города и городские агломерации России;определять по картам поясное время для разных точек России, взаимное расположение субъектов и федеральных округов РФ; размещение различных природных ресурсов, особенности природных условий различных территорий России; геологическое прошлое и современное геологическое строение, а также рельеф и полезные ископаемые различных территорий России; закономерности распространения климатических показателей на территории России и их значения в различных точках страны; закономерности размещения разных видов вод суши на территории РФ; различные характеристики рек; закономерности распространения различных типов почв на территории РФ; территории распространения различных стихийных природных явлений; расположение, климатические условия, почвы, растительный и животный мир, хозяйственную освоенность, а также специфические черты природных зон России; особенности размещения народов страны и исповедуемых населением религий, закономерности размещения населения России, основные направления современных миграционных потоков на территории РФ; описывать географическое положение России, географическое положение субъектов РФ; природные условия и природноресурсный потенциал страны; климатические условия различных территорий страны; реки и озера по типовому плану; зональные типы почв по типовому плану; природные зоны России по типовым планам; динамику численности населения России; сравнивать географическое положение и размеры территории России и других стран мира, морские и сухопутные границы РФ по протяженности, расположению и значению; природные условия различных территорий страны; геологическое прошлое и современное геологическое строение, а также рельеф и полезные ископаемые различных территорий России; климатические условия различных территорий страны; реки и озера страны по ряду показателей; различные зональные, внезональные типы почв России; природные зоны России; особенности различных типов воспроизводства населения, географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ;определять и сравнивать на основе статистических данных численность и показатели воспроизводства населения России и других стран мира, показатели естественного прироста населения в разных частях нашей страны, поло-возрастную структуру населения России и ее изменения в пространстве и во времени, среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах, темпы и уровень урбанизации России и ее отдельных территорий, показатели миграционного прироста/убыли для различных территорий страны, индекс развития человеческого потенциала России и других стран, а также субъектов РФ; выявлять зависимость рельефа и размещения полезных ископаемых от тектонического строения территории; климатообразующие факторы для России в целом и ее отдельных территорий; зависимость режима и характера рек от рельефа и климата территории; ведущие факторы почвообразования на территории РФ; факторы, определяющие специфику и видовое разнообразие растительного и животного мира России; взаимосвязи между компонентами природы в различных природных зонах РФ; факторы, определяющие структуру высотной поясности гор; факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов, влияющие на среднюю продолжительность жизни, влияющие на размещение населения страны; прогнозировать изменения рельефа, климата, системы внутренних вод, почв, растительного и животного мира страны в целом, а также в пределах отдельных природных зон, районов, ПТК меньшего масштаба; изменения численности и естественного прироста населения России и ее отдельных территорий;обсуждать взаимовлияние природных компонентов; влияние различных природных объектов, процессов и явлений на жизнь населения России; методы изучения и прогнозирования различных опасных природных явлений; негативные влияния людей на различные компоненты природы; проблемы рационального использования природных ресурсов страны, экологические проблемы отдельных природных зон, районов и объектов РФ и возможные пути решения этих проблем;формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах в различных точках планеты;овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;умения вести самостоятельный Поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.Обучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;осознание ценности географического знания как важного компонента научной картины мира;формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.