Название предмета | Русский язык |
Класс | 3а |
Реализуемый УМК | 1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В.Иванова. – 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 176с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В.Иванова. – 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 176с.: ил.- (Начальная школа XXI века). 3. В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. Русский язык в начальной школе : контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Редактор - С.В. Иванов М. :Вентана-Граф. 2015 г.-96 с. Серия: Оценка знаний. 4. С.В. Иванов Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб.- М. : Вентана-Граф. 2011г.-464с. - (Начальная школа XXI века). |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область: русский язык и литературное чтение.
Предмет: русский язык. Учебных недель: 34. Количество часов в неделю: 4 часа, в год 136 часов. В учебный предмет «Русский язык» интегрировано изучение предметных областей «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС начального (основного, среднего) общего образования; |
Результаты освоения учебного предмета | Предметные
Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; • виды предложений по цели высказывания и интонации; • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; выделять, находить: • собственные имена существительные; • личные местоимения 1, 2 и 3 лица; • грамматическую основу простого двусоставного предложения; • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); решать учебные и практические задачи: • определять род изменяемых имён существительных; • устанавливать форму числа (единственное и множественное) имени существительного; • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; • определять принадлежность имен существительных к 1, 2 и 3-ему склонению; • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; • подбирать примеры слов с определённой орфограммой; • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65 – 80 слов; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • составлять план собственного и предложенного текста; • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; • составлять собственные тексты в жанре письма; • применять правила правописания: • приставки, оканчивающиеся на з, с; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); • буквы о, ё после шипящих в корнях слов; • буквы и, ы после ц в различных частях слов; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; • буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Ученик получит возможность научиться: • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова); • склонять личные местоимения; • различать падежные и смысловые вопросы; • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение; • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • разбирать по членам двусоставное предложение; • применять правило правописания суффиксов имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк; • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; • писать подобные изложения; • создавать собственные типы (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи; • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме предоставленного в учебнике материала). Метапредметные • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Личностные • осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями: использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов; 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. соблюдение основных норм русского речевого этикета: соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |