Название предмета | Литература (базовый уровень) |
Класс | 5б |
Реализуемый УМК | Содержание учебного курса рабочей программы разработано в соответствии со стандартами основного общего образования по литературе, авторской программой по литературе для 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. и ориентировано на учебник «Литература» для 5 класса общеобразовательных организаций авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. (М.: Просвещение, 2018).
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.ФГОСООО Аленькина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. — СПб: Паритет, 2012. Литература. 5 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др. — М.: Просвещение, 2012. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2012. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (Электронный ресурс) / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. — М.: Просвещение, 2012. — 1 электрон. опт. Диск (СD-ROM). Дополнительная литература для учащихся: 1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. 2. Альбеткова Р.И.Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И. Альбеткова. – М. : Дрофа, 2010г. 3. Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 5 класса. – СПб., 2009. 4. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. 5. Зуева Е.В. Учимся писать сочинение. 5-6 классы: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016. 6. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005. 7. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997. – 496 с. 8. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. Дополнительная литература для учителя: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996. 2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002. 3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004. 4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. 6. Замышляева А.Н. «Литература. 5 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной» / - Волгоград: Учитель, 2015. 7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 кл.». ФГОС / - М. : «Экзамен», 2016 . 8. Московкина И.И. Диагностические работы. Литература. 5 класс. ФГОС. – М. Издательство «Экзамен», 2017. 9. Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 5 класс. – М.: Аркти, 2014. 10. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011г. 11. Челышева И.Л. «Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков» / - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. Интернет ресурсы, цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 5 класс. http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология» http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» Портал дистанционного обучения: http://do2.rcokoit.ru Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Лекториум: https://www.lektorium.tv/ Интернет-урок: https://interneturok.ru/ Образовательный сайт: https://videouroki.net/ |
Место учебного предмета в учебном плане | Предметная область: филология
Предмет (курс): литература Учебных недель: 34 Количество часов в неделю: 3 часа, в год: 102 часа. В учебный предмет «Литература» интегрировано изучение предметных областей «Литература на родном языке», «Русский родной язык» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования. Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане. Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов. В 5 классе - 70 часов, из них в курсе "литература" - 28 часов. |
Результаты освоения учебного предмета | Планируемые результаты обучения по курсу.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; • понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; - осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; - осознание роли русского родного языка в жизни человека; - осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. - понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; - характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); - понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; - понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; - определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; - осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; - соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; - использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. 2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; - стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; - осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; - соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных э‚ о после мягких согласных и шипящих; безударный о в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударного а после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого н перед мягкими ф' и в'; произношение мягкого н перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах; - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; - различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; - различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; - употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; - понимание активных процессов в области произношения и ударения; - соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; - различение стилистических вариантов лексической нормы; - употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; - употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; - различение типичных речевых ошибок; - редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; - выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; - определение типичных грамматических ошибок в речи; - различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий; - различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений; - правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; - правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок; - выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи; - соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»; - соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета; - соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; - использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; - использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; - соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; - понимание активных процессов в русском речевом этикете; - соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); - соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); - использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления; - использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; - использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; - использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; - использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. 3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): - владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; - умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; - проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные); - владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; - владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; - уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. - участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; - умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; - владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; - создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение; - создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; - создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме; - чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений); - чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций; - создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. |